ГБОУ СОШ № 172


-???-

-???-


Создание системы оценки качества образовательных достижений учащихся округа

Методическая и экспериментальная работа

      

 

 

 

 

 

         Утверждено                                                                         

         на заседании педагогического совета

         «06»   ноября_ 2009г.                                                               

         Протокол № 32                                                                           

 

 

Положение

о междисциплинарном экзамене по русскому языку, литературе, словесности и иностранным языкам

 

 

1.      Общие положения

1.1.   Междисциплинарный экзамен по предметам гуманитарного цикла (русский язык, литература, словесность; английский язык, французский язык, немецкий язык) проводится по программам, составленным школьными методическими объединениями в рамках окружной экспериментальной площадки «Создание системы оценивания качества образовательных достижений учащихся Северо-Западного округа».

1.2.   Междисциплинарный экзамен по рускому языку, литературе, словесности осуществляется как внутришкольная промежуточная аттестация учащихся 10 класса гуманитарного профиля.

1.3.   Междисциплинарный экзамен по иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому) осуществляетя как внутришкольный переводной экзамен учащихся 6-х, 7-х, 8-х гимназических классов и 10-х классов гуманитарного профиля.

1.4.   Цель проведения междисциплинарных экзаменов – оценивание образовательных результатов обучающихся в рамках внутришкольного контроля.

1.5.   Для проведения междисциплинарного экзамена создаётся внутришкольная комиссия, состав которой утверждается в установленном в школе порядке.

1.6.   Междисциплинарные экзамены по русскому языку, литературе, словесности и иностранным языкам проводятся в устной и письменной (тестовой) форме по утверждённым материалам.

 

2.      Содержание и структура (программа) междисциплинарного экзамена.

2.1.   Содержание экзамена по русскому языку, литературе, словесности и иностранным языкам охватывает обязательный для изучения материал в объёме, определённом программами по указанным дисциплинам и учебным планом. Программы междисциплинарных экзаменов приведены в Приложениях 1 и 2.

2.2.   Для проведения междисциплинарных экзаменов ШМО гуманитарного цикла и ШМО учителей иностранного языка разрабатывают письменные (тестовые) и устные экзаменационные задания, соответствующие программам учебных дисциплин и требованиям к знаниям и умениям учащихся, изложенным в них.

 

3.      Порядок проведения внутришкольных междисциплинарных экзаменов.

3.1.   Междисциплинарные экзамены по указанным дисциплинам являются обязательными для учащихся 6-х, 7-х, 8-х гимназических классов и 10-х классов гуманитарного профиля. Об этом учащиеся и их родители уведомляются заранее.

3.2.   Подготовка к междисциплинарным экзаменам проводится учащимися самостоятельно на основе представленных заранее программ экзаменов.

3.3.   Экзамены проводятся в сроки, определённые Приказом по школе.

3.4.   Междисциплинарный экзамен проводится по вариантам. Количество вариантов – не менее пяти.

3.5.   Во время зкзамена учащиеся могут пользоваться только той справочной литературой, которая будет выдана комиссией.

 

4.      Порядок оценивания результатов междисциплинарных экзаменов.

4.1.   Оценивание результатов экзаменов производится в соответствии с представленной в экзаменационных материалах шкалой.

4.2.   Устные задания оцениваются сразу, письменные – по окончании процедуры экзамена.

4.3.   Оценка междисциплинарного экзамена служит объктивным показателем уровня образовательных достижений учащихся  и заносится в его Портфолио.

 

                                                 

 

                                                    

Программа междисциплинарного экзамена

по русскому языку, литературе, словесности

 

Пояснительная записка

Цель: проверить уровень обученности школьников по русскому языку, литературе, словесности.

Задачи: повышение уровня полученных знаний по русскому языку и литературе;

        развитие общеучебных умений и навыков, воспитание интеллектуально развитого ребёнка

Форма междисциплинарного экзамена - устный контроль, предполагающий письменное выполнение практической части задания.

 

Содержание программы

 

Содержание экзаменационных материалов (вариантов):

 

   1 часть варианта содержит текст (отрывок из литературного произведения), в котором пропущены орфограммы и знаки препинания, что позволяет проверить

    - орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;

    - соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, грамматических, стилистических).

 

   2 часть содержит задания по тексту, которые включают в себя различные виды анализа текста:

     - композиционно-содержательный (автор и название произведения, определение темы, главной мысли текста),

     - стилистический (обоснование принадлежности текста к определённому стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приёмов),

    - типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов).

   Эти задания  позволяют проверить:

     - знания о языке и речи (необходимые и достаточные признаки языковых и речевых понятий),

     -  умения и навыки в различных видах речевой деятельности,

     - общеучебные компетенции: умение мыслить, решать проблемы, подбирать аргументы, доказывающие верность решения,

     - специальные учебные умения, предполагающие практическое владение языковым материалом на основе лингвистических понятий и разнообразных языковых правил).

 

    Предлагаемые варианты экзаменационных материалов рассчитаны на знание базового курса русского языка, русской литературы и русской словесности.    Историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия  соответствуют государственному стандарту.

 

 

 

Схема оценивания 1 части варианта

 

        Критерии оценивания ответов

баллы

1

Содержание текста                                          

 

 

Не более 2 ошибок

1

 

Более 2 ошибок

0

2

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

Пунктуационных ошибок нет (или 1 грубая ошибка)

2

 

Не более 2 ошибок

1

 

Более 2 ошибок

0

3

Композиционно-содержательный анализ текста

 

 

Определение темы и основной мысли

2

 

Фактические ошибки, связанные с пониманием текста

1

4

Стилистический анализ текста

 

 

Определение стиля и комментарий к ответу

2

 

Допущены незначительные ошибки в комментарии языковых средств

1

 

Экзаменуемый не дал ответ, на поставленный вопрос

0

5

Типологический анализ текста

 

 

Верное определение типа речи и комментарий к ответу

1

 

Экзаменуемый допустил ошибки в ответе

0

 

 

Схема оценивания 2 части варианта

  2 часть оценивается по 1 баллу за каждое задание

 

                       

 

              Программа междисциплинарного экзамена по иностранным языкам

 

Пояснительная записка

 

Цель: проверить уровень обученности школьников по иностранным языкам (основному и второму языку).

Задачи: повышение уровня полученных знаний по иностранным языкам;

развитие общеучебных умений и навыков, социокультурной

компетенции, воспитание интеллектуально развитого ребенка.

Форма междисциплинарного экзамена – устный контроль, предполагающий письменное выполнение практической части задания.

 

 

Содержание программы

Содержание экзаменационных материалов (вариантов):

 

     1 часть варианта содержит законченный в смысловом отношении аутентичный текст (из публицистической или художественной литературы) на основном языке объемом 150-200 знаков, который необходимо прочесть и понять, а также ответить на вопросы по содержанию текста, касающиеся основной идеи текста и главных фактов, на втором языке, что позволяет проверить

     -  уровень развития навыков чтения разных стратегий;

     -  общеучебные компетенции: умение мыслить, анализировать, вычленять главное, делать выводы;

     -  специальные учебные умения, предполагающие владение языковым материалом основного и второго языка.

 

     2 часть варианта содержит задание, проверяющее умение построить монологическое высказывание по предложенной теме на основном  языке (объемом 10 – 12 предложений). Это задание позволяет проверить уровень навыка говорения и умение логического построения высказывания. Тема монологического высказывания – «Немного о себе»  

 

      3 часть варианта содержит лексико-грамматический тест (10 заданий), который позволяет проверить знания  основного лексического и грамматического материала, изученного в 6 классе, по основному  языку и аналогичные знания грамматических явлений и лексических единиц по  второму языку при выполнении заданий разного формата.

     Это задание позволяет проверить:

     -  уровень усвоения обязательного материала по грамматике и лексике, определенного учебной программой и учебным планом;

     -  общеучебные компетенции: умение мыслить, делать выбор;

     -  специальные учебные умения: владение языковым материалом, знание и применение языковых правил.

 

     Грамматический материал:

1.         Настоящее время.

2.         Прошедшее время.

3.         Будущее время.

4.         Артикли.

5.         Слияние предлогов и артиклей.

6.         Личные местоимения.

7.         Возвратные глаголы.

8.         Спряжение глаголов.

 

 

 

 

  Утверждено                                                                     

  на заседании педагогического совета                                

    «06» ноября 2009г.                                             

   Протокол № 32                                                                  

 

 

Положение о портфолио обучающегося

ГБОУ СОШ №172

 

1. Общие сведения о портфолио

1.1. Портфолио - эффективная форма мониторинга образовательных достижений учащихся, альтернативный способ оценивания по отношению к традиционным формам.

1.2. Портфолио - это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично учеником и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами.

1.3. Портфолио достижений ученика (форма и структура) рассматривается и утверждается на педагогическом совете школы.

1.4. Портфолио как форма фиксирования личных планов и достижений ведётся в ходе всего образовательного процесса.

1.5. Ведение портфолио является обязательным для учащихся 1-11классов.

1.6. Ответственным за ведение и результативность портфолио учащегося является классный руководитель.

 

2. Основные цели портфолио:

2.1. отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений обучающегося в процессе образования вне прямого сравнения с достижениями других учеников;

2.2. повышение образовательной активности школьников, активизация их разноплановой деятельности;

2.3. индивидуализация образования.

 

3.  Основные задачи, решаемые с помощью портфолио:

3.1. формирование и развитие развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

3.2. формирование и поддержка учебной мотивации школьников;

3.3. создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации обучающихся.

 

4. Структура Портфолио:

  Портфолио состоит из 4 разделов

Раздел 1.  «Мой портрет»:

    - первый (титульный) лист (фамилия, имя, отчество, год рождения, фото – по желанию);

    - самопрезентация, резюме, автобиография (по выбору,  выполняется в произвольной форме).

Раздел 2. «Папка моих достижений»

    - результаты срезов, мониторингов репетиционных, пробных экзаменов;      

    - результаты ГИА, ЕГЭ;

    - результаты олимпиад,интеллектуальных конкурсов;

    - результаты трудовой деятельности, участия в самоуправлении;

    - результаты спортивных соревнований и т.д.

Раздел 3. «Рабочие  материалы»: ксерокопии или оригиналы докладов, рефератов, творческих работ и т.д.

Раздел 4. «Отзывы» (анкеты, тесты; отзывы руководителей проектов, творческих групп, родителей; фотографии, вырезки, копии из СМИ и других изданий о деятельности обучающегося; видеоматериалы, демонстрирующие результативность учащегося)

 

5. Форма представления материалов портфолио

 

5.1.Портфолио оформляется самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде по желанию учащегося.

5.2. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.

 

 

6. Взаимоотношение участников работы над портфолио обучающегося

 

6.1.  Обучающийся самостоятельно формирует портфолио, но при необходимости эта работа может сопровождаться помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей.

6.2. Учитель-предметник  является консультантом и помощником, определяет направление работы, координирует деятельность, информирует учащихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня.

6.3. Классный руководитель является ответственным за внедрение портфолио в образовательный процесс в рамках своих полномочий и классного коллектива;

 является консультантом и помощником, обучает основам ведения портфолио.

6.4. Родители помогают в подборе материалов портфолио, осуществляют техническую поддержку работы над портфолио, мотивируют ребенка на создание портфолио.

6.5. Заместитель директора по учебной работе и методист отвечает за внедрение портфолио в педагогическую практику школы, совместно с коллективом разрабатывает нормативную документацию, осуществляет контроль за результатами деятельности в данном направлении, оформляет отчетную документацию, информирует членов педагогического коллектива о результатах деятельности, консультирует классных руководителей по вопросам внедрения в образовательный процесс портфолио.

 

7. Презентация и оценивание материалов портфолио.

 

7.1 Учащийся презентуют содержание портфолио на классном собрании в конце учебного года в присутствии членов экспертной комиссии по учету учебных достижений учащихся. На презентации он выступает с комментариями портфолио. Комментарий дается в форме устного выступления с кратким изложением своих мыслей.

7.2  При оценке материалов Портфолио используется схема, которая позволяет преобразовать результаты портфолио в рейтинговую шкалу оценки успешности учащегося (Приложение 1)

7.3. Схема оценивания материалов портфолио (Приложение 2)

Главная | Внешние связи | Педагогический коллектив | Совет школы | Методическая и экспериментальная работа | Начальное образование | Группы продленного дня | Основное и среднее образование | Дополнительное образование | Воспитательная система | Омбудсмен | НОУ «Поиск» | Социально - психологическая служба | Безопасность и Охрана труда | Аттестация |

© 2009-2010 ГБОУ СОШ № 172 schkola172@yandex.ru


-???- | -???-